Признаки стабилизации демонстрирует автомобильный рынок в мае. Но, несмотря на это, автомобильные грузоперевозки по-прежнему находятся в отрицательной зоне.
Следует напомнить, что ещё в апреле по данным федеральной службы государственной статистики объём грузоперевозок составлял 363,8 миллиона тонн и это на 1,2% ниже значения прошлого года. Динамика по обороту грузов была чуть хуже и составила 17,3 миллиарда тонно-километров и это на 2,1% ниже показателей 2015 года. Сокращение разрыва между объемом перевозок и грузооборотом означает восстановление сегмента дальних грузовых рейсов.
Что касается итогов мая, опросы компаний показывают, что по основным показателям май будет не сильно отличаться от апреля и возможно даже будет чуть лучше из-за оживления спроса на автомобильные грузоперевозки. Но большого роста ждать всё-таки не следует, так как конкуренция со стороны железной дороги и речного флота в весенне-летний период традиционно возрастает.
Однако основания для оптимизма есть в сегменте внешнеторговых грузоперевозок, так как рост экспортных поставок из РФ компенсирует падение импорта. И в целом российским перевозчикам удалось лучше адаптироваться к изменениям рынка, чем их иностранным коллегам. Доля российских грузоперевозчиков в экспортно-импортных грузопотоках выросла до 43%.
Подписание соглашения между РФ и КНР о перевозках грузов автотранспортом транзитом через Казахстан, придало огромный стимул для развития автомобильных грузоперевозок на центрально-азиатском направлении, чем в свою очередь активно воспользовались российские грузоперевозчики сибирских регионов.
А вот с внутренними грузоперевозками не всё так гладко. Сильное влияние на этот сегмент оказывает сбор оплаты за проезд по федеральным трассам автомашин свыше 12 тонн. Да и многие вопросы, связанные с системой «Платон» по-прежнему остаются актуальными. Реформирование отрасли продолжается, а в России этот момент практически всегда болезненный.