Преобразования Налогового кодекса предоставят возможность осуществлять «платоновские вычеты» из транспортного налога.
Государственная дума Российской Федерации планирует к рассмотрению в первом чтении преобразования в Налоговый кодекс, после вступления в силу которых дальнобойщикам предоставят возможность полностью вычесть из транспортного налога «платоновские» сборы за проезд по федеральным дорогам до 2019 года включительно. Это позволит владельцам большегрузов существенно экономить на транспортном налоге.
Комитет Государственной думы РФ по бюджету и налогам уже поддержал данный законопроект правительства. Данную льготу планируют ввести для компаний начиная с 2016 года и для населения с 2015 года.
Не секрет что транспортный налог обуславливается мощностью двигателя. Так у грузовых автомашин он может составлять от 2,5 рублей до 8,5 рублей за единицу лошадиной силы, а региональная власть может легко изменить ставку в десять раз. Деньги от сборов уходят в дорожный фонд региона. По подсчётам специалистов, в среднем затраты перевозчика на систему «Платон» составляют от 192000 до 300000 рублей за год, а за транспортный налог сумма куда меньше – 18000 рублей. То есть получается что предлагаемая льгота компенсирует мизерную часть «платоновских» сборов.
По данным официального оператора системы «Платон» компании «РТ-Инвест Транспортные Системы», за последние шесть с небольшим месяцев «платоновские» сборы пополнили бюджет на восемь миллиардов рублей. Министерство транспорта ожидает что эта сумма увеличиться за год до двадцати миллиардов рублей. РТИТС получит 10,6 миллиарда рублей в год, а оставшиеся деньги будут израсходованы на дорожный ремонт. Но исходя из материалов данного законопроекта, бюджеты регионов недополучат 8,7 миллиардов рублей из-за льгот по транспортному налогу. Сопоставить цифры не сложно.
Будут ли как-то компенсироваться потери региональных бюджетов пока не известно, а министерство финансов пока комментариев не даёт.
В прошлом году общий доход от транспортного налога составил 140 миллиардов рублей, из них порядка 30 миллиардов принесли компании и около 110 миллиардов рублей пришли от населения. Конечно вылетевшие 8,7 миллиарда рублей – не столь критичны для регионов, но всё же учитывая то, что 76 регионов имели дефицит бюджета в прошлом году, ситуация мало приятная.
По оценкам экспертов дефицит дорожных фондов в регионах очень большой. Требуется порядка 1,5 триллионов рублей на поддержание нормативного состояния региональных дорог, а это в свою очередь в три раз больше прошлогодних затрат.
Стоит отметить, что в 2015 году на одни километр местных и региональных дорог (без учёта Санкт-Петербурга и Москвы) в среднем регионы тратили порядка 400000 рублей, хотя даже если рассчитывать в ценах 2007 года, норма содержания дороги самой низкой категории (без учёта ремонта) составляет 690000 рублей.
Все мы ездим по нашим дорогам, и каждый из нас видит их состояние. Дороги разрушаются до такой степени, что их скоро придётся строить заново.