Бывает задача — перевезти авто за 4-5.000 км. Что выбрать — Автовоз или железную дорогу? Любопытная статья и анализ. С ценами и некоторыми условиями и прикидками. Удачи!
Как лучше перевозить автомобили – на автовозе или в специальном железнодорожном вагоне? В обоих случаях есть свои нюансы, о которых следует узнать, прежде чем браться за дело.
Услугами перевозки автомобилей (как правило, новых) в России регулярно пользуются автопроизводители и дилеры, а также «частники», имеющие отношение к торговле машинами. Но с необходимостью доставить автомобиль сталкиваются и обычные граждане (в этом случае речь в основном о подержанном экземпляре). Конечно, в ряде случаев актуален перегон своим ходом, тем более что в отличие от «диких» 90-х сейчас «перегонщик» уже не синоним слову «камикадзе». И все же с учетом наших расстояний и других особенностей, зачастую проще погрузить машину в автовоз, специальный вагон или даже в контейнер и получить ее в пункте назначения в целости и сохранности. Drom.ru разобрался, какой способ перевозки машины сейчас оптимален. Для примера журналисты портала выбрали гипотетическую задачу: допустим, надо перевезти подержанный автомобиль на расстояние 4000–5000 км, воспользовавшись существующими средствами доставки. Оказалось, нюансов немало. Если у вас возникнет необходимость «переброски» машины по дальнему маршруту — воспользуйтесь этими полезными советами.
В принципе, транспортировка автомобилей сегодня не проблема, а найти перевозчика и оформить доставку можно быстро и даже не выходя из дома, но надо учитывать специфику дела. Способы, сроки, расходы и вообще удобства доставки авто в России сильно зависят от местоположения. У нас географически так сложилось, что главный транспортный коридор тянется между западом и востоком, где опорными «автоперевалочными» площадками являются Москва и Владивосток. Между ними свыше 9000 км отнюдь не гладкого и вообще не очень предсказуемого пути.
Причем немалая часть «широтной» федеральной автодороги — то есть участок через Дальний Восток, Забайкалье и Сибирь — проходит одной нитью без всяких альтернативных маршрутов (железная дорога — отдельная тема). Даже если адресат доставки находится рядом с главными «торговыми» магистралями и в наиболее крупных городах, это не исключает всяких логистических сложностей, что уж говорить о более удаленных точках поставки.
Охватить в одной статье все аспекты перевозок в России, занимающей территорию в 17 млн квадратных километров, не представляется возможным. Не будем говорить о не очень популярных маршрутах и коротких дистанциях, а сразу рассмотрим один из востребованных случаев доставки на длинном «плече».
Итак, маршрут следования: по главной трансроссийской артерии Восток — Запад, но не по всей ее протяженности, а примерно по половине — около 5000 км.
Конечная цель — доставить машину в Москву, стартуем в Иркутске.
Автомобиль не мелкий и не самый крупный, а типовой средний — кроссовер Honda CR-V 2.4 (2009 г.) в стандартном исполнении, рыночная цена около 750 тысяч рублей.
По асфальту
Автовоз, то есть тягач со специальным полуприцепом или прицепом, является самым демократичным способом перевозки: здесь гибкие графики следования, тарифы и вообще больше свободы действий. В рекламе перевозок рассказывают даже о возможности прямой доставки «от гаража до гаража», но в реальности грузить и забирать машины приходится все-таки на определенных площадках, а то и прямо на трассе. Большой проблемы в этом нет: погрузка-разгрузка не требует много времени и дополнительных ресурсов.
По конструкции и способу размещения груза автовозы бывают разные, но в России все они работают в строгих габаритных ограничениях: общая длина не должна превышать 20 метров, а высота — четыре метра. На цену перевозки влияют размеры и вес машины, причем речь не о «паспортных» данных, а о фактических: всякие «навороты» по части тюнинга и допоборудования увеличат расходы. Кроме того, на цену влияет такой фактор, как состояние груза — на ходу, аварийный, «распил» и прочее.
Типы автовозов бывают разные, но количество «посадочных мест», а отсюда и цена перевозки одной транспортной единицы, зависит не столько от вида автовоза, сколько от действующих в РФ габаритных ограничений к такой технике, а также от размеров самих авто. То есть компактные седаны и хэтчбеки всегда проще «запихать» (их больше войдет) и дешевле перевезти
Минус автовозов, если рассматривать все аспекты транспортировки, — не слишком высокая степень защиты груза. На самые дальние маршруты с неважными участками дорог, а также для доставки дорогих и эксклюзивных автомобилей, лучше всего подходят крытые (тентованные) варианты. Корпоративные перевозчики дорогих брендов зачастую дополнительно защищают кузова чехлами. Но автовоз еще и сам уязвим: машины могут пострадать и от криминала, и, что более вероятно, — при ДТП. На наших дорогах такие риски высоки.
Вопрос доставки автовозом лучше решать не «очень срочно», а имея запас хотя бы в несколько дней — так больше шансов сэкономить.
Перевозчиков автовозами много, а поиск оптимального варианта можно вести в двух направлениях. Первый: обращаться непосредственно в фирму — созваниваться по телефону или разместить предварительную заявку на сайте, через некоторое время с вами свяжутся и представят свои условия. За полчаса можно «достучаться» до нескольких перевозчиков и собрать достаточно данных для сравнения. В нашем случае нам предложили варианты от 30 000 до 35 000 рублей с учетом погрузки в ближайшие дни. Аналогичные условия действовали на текущую неделю и далее: с наличием автовозов и местами в них по данному направлению никаких трудностей не выявилось.
Помимо общения с перевозчиками напрямую можно параллельно разместить заявку на одном из профильных интернет-ресурсов, представляющих собой нечто вроде биржи перевозчиков. Уже через час поступит не менее пяти предложений, а в течение суток их число вырастет до десяти и более. Диапазон цен тут шире: в нашем случае разброс составил от 27 300 до 40 600 рублей, хотя больше всего предложений все же оказалось в диапазоне 29 000–38 000 рублей. Если время не поджимает, стоит подробнее изучить и сравнить условия доставки и даже поторговаться. Или можно просто подождать изменения цен, ведь ситуация на рынке меняется каждый день: от некоторых перевозчиков через какое-то время поступили предложения с новой ценой, уже сниженной. Так, в одном случае изначальная сумма в 28 000 рублей через шесть дней снизилась на тысячу.
Условия оплаты могут различаться в зависимости от выбранного перевозчика. У одних — полная предоплата, у других — оплата всей суммы после доставки, у третьих 50:50, а у четвертых полную оплату можно произвести по истечении трех дней движения автовоза (возможность отслеживания груза по GPS/ГЛОНАСС сейчас в порядке вещей). Но во многих случаях не обойтись без так называемого взноса за бронирование места, который надо внести сразу: это 4000–6000 рублей из общей стоимости.
По времени ожидания отправки и срокам доставки нам предложили разные варианты. У кого-то погрузка на автовоз «хоть сегодня», а через 7–8 дней он будет на месте. Другие закладывали 9–11 суток, а кто-то давал 12–14 дней. Возможность хранения машины на стоянке в большинстве случаев ограничена одним днем, но отдельные перевозчики допускают хранение до 20 дней или даже до месяца.
В «торгах» за перевозку нашего автомобиля поучаствовали и несколько частных перегонщиков: за свои услуги они просили 56 000 и 58 000 рублей (со всеми расходами), зато сроки выполнения заказа самые сжатые — шесть суток. Но если мы никуда не торопимся, варианты «самохода» здесь все же не рассматриваем, хотя для сравнения такая дополнительная информация пригодится.
А что если тем же маршрутом — в обратном направлении, то есть с запада на восток? Совсем другой расклад! Цена увеличивается на 50–100% — до 45 000–70 000 рублей. Да и по части оперативности отправки варианты похуже. Получается, что «вытолкнуть» транспорт из Москвы удовольствие более сложное и дорогое, нежели привезти машину в столицу. Кстати, одно из предложений (за 60 000 рублей) предполагало комбинированный вариант: большую часть пути машина проследует по железной дороге, а потом уже перегрузится на автовоз.
Для сравнения можно «пробить» цены на доставку такой же машины и с противоположного «берега» страны — из Владивостока до Иркутска (расстояние около 4000 км). Типичное предложение — 38 000 рублей с формированием автовоза за два–три дня и доставкой за пять–семь дней. Здесь в сумму включено так называемое индивидуальное страхование груза (его цена рассчитывается от среднерыночной стоимости машины). В расчетах перевозки Иркутск — Москва нам называли цены, включающие стандартную страховку. О том, чем отличаются эти два варианта, — чуть ниже.
Однажды у представителя известного немецкого автобренда спросили: «Объясните, что значит тяжелые условия эксплуатации?». На что последовал ироничный, но исчерпывающий ответ: «Как только наши машины еще на автовозе пересекают российскую границу, для них сразу начинаются тяжелые условия эксплуатации…». Может, поэтому зачехление автомобилей и использование тентованных автовозов — наиболее надежный способ доставки, которым обычно пользуются дилеры дорогих брендов
Сезон, погода, особенности регионов следования — факторы, непременно влияющие на сроки доставки автовозами. Например, зимой в непогоду на одном только Култукском перевале в Иркутской области можно «застрять» на пару дней. И хорошо еще, если обойдется без происшествий, а объездов никаких нет (не через Монголию же!). По этой причине транспортные компании зимой даже ограничивают использование автовозов. На официальных сайтах перевозчиков нормативный ежедневный пробег автовоза в среднем — 450 км, хотя где-то фигурируют цифры в 300–400 км. Однако в непогоду такой пробег может стать невыполнимой задачей для работающего в одиночку водителя.
Алексей, водитель автовоза, стаж 14 лет
Ситуации бывают разные, ведь иногда надо груз срочно доставить, приходится торопиться, а зимой из-за непогоды можешь надолго задержаться. Случаются и поломки всякие. Что-то по мелочи сам устраняешь, а в случае серьезных неисправностей, как у меня недавно — отказала форсунка топливной системы, без специализированного сервиса уже не обойтись. В целом график движения соблюдаем, но без фанатизма. В среднем удается преодолеть 600–700 км в день, хотелось бы больше, но по нашим дорогам это делать тяжело. Я много ездил и в Германии, так там за девять часов спокойно проходишь 800 и более км. По автобанам едешь 120–150 км/ч, а в России так не получится.
Вопросы страхования не праздные — случиться может все что угодно даже на коротких дистанциях. Стандартная форма страхования, входящая в стоимость услуг, — ответственность перевозчика — обычно укладывается в сумму 7–10 млн рублей за автовоз целиком. То есть не во всех ситуациях можно рассчитывать на полное возмещение ущерба, поэтому в каких-то случаях индивидуальное страхование — необходимость.
Случай из жизненной практики
Однажды заказали перевозку на автовозе компактного седана из Владивостока, длина маршрута составила около 4000 км. Машина пришла с разбитым задним стеклом и побитым задним же крылом. Повреждения на крыле были точечными, похожими на многочисленные удары острым предметом. Водитель так и сказал, мол, в диких забайкальских степях напали бандиты и пальнули из обреза дробью. Но такая версия не «прокатила». После долгих телефонных переговоров между клиентом и руководством компании-перевозчика удалось все же безо всякой экспертизы установить, что причиной повреждений послужило ослабившееся крепление, из-за которого машина множество раз ударилась о стойку прицепа. Денежную компенсацию водитель произвел на месте наличными. Конфликт был исчерпан.
По рельсам
Перевозку автомобилей по железной дороге принято считать наиболее безопасной: здесь не бывает ям, гололеда, «дураков за рулем» и прочих форс-мажорных обстоятельств, к тому же на некоторых направлениях «железка» остается безальтернативным вариантом (например, на БАМе). Но имеется своя специфика. Для РЖД легковушки — груз невыгодный, ведь это не уголь, лес или нефтепродукты — то есть весят относительно мало, а места занимают много. Отсюда и высокие цены, хотя формирование тарифов у этого монополиста не всегда можно рационально объяснить.
Плюс к этому доставка по рельсам может оказаться дольше и сложнее из-за графика движения (грузовой состав — не скорый поезд «Россия» и тем более не «Сапсан»), а также из-за особенностей погрузки, выгрузки и других специфических факторов. Да и в плане сохранности груза не все так идеально — здесь тоже бывают повреждения машин и даже налеты грабителей.
Доставка по железной дороге — приемлемый и в ряде случаев оптимальный вариант, если речь о больших расстояниях или в зимний сезон, но и здесь не все так гладко.
В нашем случае железная дорога вообще не предложила подходящих условий. Казалось бы, имеем самый прямой и «накатанный» путь — Транссиб, и находимся в районе крупной узловой станции, но варианты доставки разочаровали. На ближайшую перспективу расклад оказался таким: на запад формирования «сеток» не предвиделось вовсе, а доставка автомобиля противоположным трафиком (с запада) была возможна, однако предполагала «недоезд» вагона до конечного пункта примерно в тысячу км. То есть нужно было ждать еще или прибегнуть к «гибридному» варианту с перегрузкой машины на автовоз, а это, понятно, дополнительные риски, сроки и расходы.
В советские времена легковые автомобили по железной дороге перевозили без такой защиты, как сейчас, зато более рационально: на двухъярусной открытой платформе умещалось 15 «Жигулей» с учетом постановки их на верхнем ярусе аж в два ряда. Сейчас на открытых платформах машины не возят, для этого используют вагоны-сетки или цельнометаллические двухъярусные вагоны, появились даже вагоны-автовозы с подъемными половинками крыши, то есть с изменяемой габаритной высотой. При любом варианте, как правило, речь идет о загрузке не более десяти легковых автомобилей средних габаритов. Или меньше, если среди «пассажиров» есть крупные внедорожники и минивэны, и это тоже сказывается на тарифах
Альтернативный вид перевозки автомобилей по железной дороге — индивидуальная транспортировка машины в отдельном контейнере. Такая услуга — из разряда особых. Вероятно, этот способ оправдан при трансконтинентальной перевозке, а внутри страны это экономически нецелесообразно для клиента. Цены на услуги оказались следующие: доставка из Иркутска в Москву — 94 000 рублей, а доставка из Владивостока в Иркутск (причем меньшей протяженности) — 105 000 рублей. К тому же по прибытии надо еще заплатить 14 000 рублей «ребятам» на станции за разгрузочные работы (такое, очевидно, бывает не везде). Итого 108 000 и 119 000 рублей. И сроки назывались не малые — до 1,5 месяцев. Так что, если речь не об очень дорогом авто, контейнерная перевозка — слишком хлопотно и накладно.
Одну машину, как правило, грузят в 20-футовый (то есть длиной шесть метров) контейнер со специальными распорками. Однако ширина такого «бокса» меньше, чем у вагона (2,4 м против 3,2 м), то есть между боковинами машины и стенками остается совсем мало пространства, особенно в случае полноразмерных авто
Итог
Условно говоря, нам нужно было транспортировать кроссовер Honda CR-V 2009 года выпуска, в исправном состоянии, с документами. Главным образом рассматривался маршрут длиною в 5000 км из Сибири в Москву. Проще и дешевле всего доставить такой груз автовозом: ожидание погрузки — от «сегодня» до трех-четырех дней, сроки доставки — семь–восемь дней, хотя может получиться и десять. Стоимость доставки — в среднем 30 000–35 000 рублей, включая стандартную страховку. Дополнительное страхование груза обойдется еще примерно в 1000 рублей.
Но если везти машину в обратном направлении (с запада на восток), то из-за перегруженности автовозов, следующих из Москвы в регионы, цены вырастают в полтора–два раза.
Условия перевозки из Владивостока на запад оказались сравнительно приемлемыми: около 38 000 рублей (до Иркутска), с учетом формирования автовоза в течение двух–трех дней и с доставкой за пять–семь дней.
Если же представить ситуацию с перегоном своим ходом, то на бензин уйдет ориентировочно 16 500–18 000 рублей по маршруту Иркутск — Москва и 13 500–15 000 рублей по маршруту Владивосток — Иркутск. Плюс прочие дорожные расходы, зависящие от индивидуальных потребностей.