Транспортные компании из Сибири наконец-то получили уникальную возможность пересечения границы Китая через Казахстан транзитом. Это должно скомпенсировать падение спроса на товары из Китая из-за кризиса, так как интересы китайских бизнесменов к сибирскому агропромышленному комплексу постоянно растут.
Так в конце марта 2016 года, после подписания двухстороннего соглашения между транспортными министерствами двух стран, грузоперевозчики из России получили право перевозить грузы в Китай и обратно транзитом через Казахстан. В данном соглашении определено, что автопоезда могут проходить границу между Россией и Казахстаном в районе населённого пункта Веселоярск (Алтайский край) и населённого пункта Ауыла (Казахстан), после этого транзитом проходить по дорогам Казахстана и пересекать границу через два таможенных пункта Зимунай (Китай) — Майкапчагай (Казахстан) и Бакту (Китай) — Бахты (Казахстан).
В апреле первая фура из Сибири прошла транзитом Казахстан и пересекла границу Китая без проблем. Фура доставила из Китая так необходимые комплектующие для сельско-хозяйственной техники для алтайских фермеров.
Фактически запрет на транзит границы Китая через Казахстан действовал 24 года. Всё это время грузовые компании провозили грузы по этому направлению контрабандными способами. Большей степени к этим способам прибегали перевозчики Алтайского края.
По информации Федеральной таможенной службы Сибирского таможенного управления, оборот внешней торговли Сибирского региона и Китая за 2015 год был на уровне 5,56 миллиардов долларов, при этом экспорт составил 3,84 миллиарда долларов — 69,1% от оборота, а импорт достиг 1,71 миллиарда долларов — 30,9% соответственно. Если сравнивать с 2014 годом, то оборот товаров в денежном эквиваленте упал на 27,3%, из них экспорт сократился на 26,7% и импорт на 28,7%. Оборот внешней торговли Китая и Сибирского федерального округа в 2014 году достигал 7,65 миллиардов долларов, из них на экспорт приходилось 5,24 миллиарда долларов (68,5%), а на импорт 2,41 миллиарда долларов (31,5%). И это в свою очередь на 12,9% ниже чем 2013 году. Это падение объясняется сокращением денежных объёмов импорта (на 9%) и экспорта (на 14,5%).
В 2015 году самыми активными экспортёрами в Китай из Сибири стали компании из Иркутской области, они экспортировали 55,1% денежного объёма экспорта в КНР, на Кузбассе этот показатель составил 14,3%, в Красноярском крае — 11,8%, предприниматели Новосибирской области вышли на 6%, и Республика Бурятия достигла показателя в 5,3%.
По структуре экспорта из Сибири в Китай особых неожиданностей не было, традиционно в ней преобладали: древесина и целлюлозно-бумажные изделия — 54,3%, изделия химической промышленности, минеральные продукты, машины, оборудование. В импорте также сюрпризов не было: товары машиностроения 32,9%, продовольствие — в большинстве своём овощи и фрукты, химическая продукция, металлы.
Несмотря на то что за последние годы оборот товаров между Китаем и Сибирским федеральным округом значительно сократился из-за курса рубля, интерес китайского бизнеса к продуктам из Сибири не ослабевает. Стоит высокий спрос на муку, сахар, крупу, кондитерку и различные полуфабрикаты — всё это жители поднебесной с удовольствием везут из Сибири, так как считают их продуктами очень высокого качества из-за их натуральности. И хоть доля продовольственных товаров и сельхоз сырья в экспорте из Сибири в Китай очень мала — менее 2%, текущее положение дел, связанное с ответными санкциями России, может поднять агропромышленный комплекс Сибири на новый уровень в мировом масштабе.
Так по прошествии января-февраля 2016 года оборот внешней торговли Сибирского федерального округа с Китаем достиг 740,3 миллиона долларов, из них на экспорт пришлось 489,7 миллиона долларов — 66,1%, а импорт составил 250,7 миллиона долларов — 33,9%.
По итогам первых двух месяцев 2016 года внешнеторговый оборот СФО с Китаем составил 740,3 млн долларов, в том числе экспорт — 489,7 млн долларов (66,1%), импорт — 250,7 млн долларов (33,9%). Это на 13,2% меньше, чем за аналогичный период 2015 года.
Несмотря ни на что, оборот внешней торговли по данному направлению в ближайшие годы будет расти, в этом уверены большинство экспертов отрасли. А возросшая конкуренция будет влиять на снижение тарифов на перевозку.